Информационные материалы об административной и иной ответственности за нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг
Согласно Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака и иной никотинсодержащей продукции в Российской Федерации на период до 2035 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2019 г. № 2732-р (далее Концепция), потребление табака является причиной возникновения заболеваний, связанных с его воздействием на организм, приводящим к инвалидности и преждевременной смертности, и создает социальноэкономическое бремя для системы здравоохранения и общества в целом.
В настоящее время распространение получают «инновационная» никотинсодержащая продукция и устройства для еѐ потребления, оказывающие значительное влияние на курительное поведение потребителей, – электронные или иные приборы, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, а также их составные части и элементы.
Подобная никотинсодержащая продукция приобрела популярность, особенно среди молодежи, в том числе ранее не потреблявшей табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, никотинсодержащую жидкость.
Нормативное правовое регулирование запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, предусматривающие в том числе запрет курения табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, регулируются Федеральным законом от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» (далее – Федеральный закон № 15-ФЗ).
Изменения в Федеральный закон № 15-ФЗ, внесенные 28 апреля 2023 года , позволили урегулировать одну из значимых трудностей, возникавшую ранее и связанную с определением наличия или отсутствия никотина в продукции, предназначенной для использования в устройствах для потребления никотинсодержащей продукции, в том числе в электронных системах доставки никотина или устройствах для нагревания табака.
В Федеральном законе № 15-ФЗ понятие «никотинсодержащая продукция» расширено в части включения в него наименование изделий «никотинсодержащая жидкость» , «безникотиновая жидкость».
Кроме того, Федеральным законом № 15-ФЗ расширено определение «устройства для потребления никотинсодержащей продукции».
Все электронные или иные приборы, включая кальяны, которые используются для получения никотинсодержащего или безникотинового аэрозоля, пара, вдыхаемых потребителем, в том числе электронные системы доставки никотина и устройства для нагревания табака, подпадают под действие Федерального закона № 15-ФЗ, предусматривающего в том числе: недопущение потребление табака, никотинсодержащей продукции, использование кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними6; запрет курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях организаций, оказывающих образовательные услуги.
Ответственность за нарушение установленного Федеральным законом № 15-ФЗ запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных территориях, в помещениях и на объектах предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятисот до полутора тысяч рублей (ст. 6.24 КоАП РФ). Это относится и к обучающимся, достигшим возраста привлечения к административной ответственности, то есть шестнадцати лет , нарушающих запрет на курение в помещениях и на территории образовательной организации.
Отдельное внимание на законодательном уровне уделено вопросам административной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции.
Согласно части 1 статьи 20 Федерального закона № 15-ФЗ, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции осуществляется путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом.
За вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, статьей 6.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность: административное наказание гражданам в виде административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (часть 1 статьи 6.23 КоАП РФ); административное наказание за те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего в виде административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей (часть 2 статьи 6.23 КоАП РФ).
Необходимо отметить важность внесенных в Федеральный закон № 15-ФЗ изменений в части расширения вышеуказанных определений никотинсодержащей продукции и устройств для ее потребления, связанных с ограничениями выкладки и демонстрации табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции в торговом объекте.
Также запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции в следующих местах: на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг; на расстоянии менее, чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.
Ответственность за несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции предусмотрена статьей 14.53 КоАП РФ.
В целях сокращения спроса на табак, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию, профилактики заболеваний, связанных с курением табака или потреблением никотинсодержащей продукции, формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного отношения к потреблению табака или потреблению никотинсодержащей продукции осуществляются просвещение населения и информирование его о вреде курения табака, потребления никотинсодержащей продукции, вредном воздействии на окружающих табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции.
В соответствии с Федеральным законом № 15-ФЗ просвещение населения о вреде курения табака, потребления никотинсодержащей продукции и вредном воздействии на окружающих табачного дыма и веществ, выделяемых при потреблении никотинсодержащей продукции, осуществляется в семье, в процессе воспитания и обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в медицинских организациях, а также работодателями на рабочих местах .
Деятельность руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по охране здоровья обучающихся, направленная на профилактику и запрещение курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов .
Организация охраны здоровья обучающихся, включающая в том числе профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, создание безопасных условий обучения и воспитания обучающихся является обязанностью образовательной организации.
Опираясь на ключевые задачи и положения Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде на период до 2025 года (утверждена 15 июня 2021 г. статс-секретарем – заместителем Министра просвещения Российской Федерации А.А. Корнеевым), учитывая рекомендации Минпросвещения России, направленные в адрес органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав субъектов Российской Федерации , а также региональные практики работы по данному вопросу, возможно определить следующие направления деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность: осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних; проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися с девиантным поведением, с несовершеннолетними, пропускающими и систематически пропускающими по неуважительным причинам занятия в организациях, осуществляющих образовательную деятельность; обеспечение охраны здоровья обучающихся, в том числе через профилактику и запрещение курения табака, потребления никотинсодержащей продукции, употребления алкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ.
Реализация мер, направленных на выявление фактов курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на территории и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, в том числе в части соблюдения Федерального закона № 15-ФЗ включает в себя следующие формы работы: разработка системы локальных нормативных актов, реализующих меры по соблюдению запрета на курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов среди обучающихся, педагогических работников и иных работников в помещениях организации, осуществляющей образовательную деятельность, и на ее территории, в том числе определяющих меры дисциплинарного характера, применяемые к обучающимся, педагогическим работникам и иным работникам указанной организации, нарушившим запрет, правила внутреннего распорядка и иное; осуществление административного дежурства работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, педагогическими работниками во время плановых перерывов между учебными занятиями (перемен), в целях обеспечения безопасности, охраны здоровья обучающихся, в том числе осуществления мер по недопущению (запрету) курения табака или потребления никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях указанной организации; организация системы наблюдения за возможными местами курения с использованием технических средств (видеокамеры, датчики дыма), которая позволит своевременно обнаруживать нарушения запрета на курение или употребление никотинсодержащей продукции на территории и в помещениях организации, осуществляющей образовательную деятельность; обеспечение пропускного режима для ограничения свободного доступа посторонних лиц на территорию организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Вместе с тем, при выявлении фактов правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, в том числе нарушающих запрет на курение табака и употребление никотинсодержащей продукции на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, организация, осуществляющая образовательную деятельность, незамедлительно должна информировать об указанных фактах орган внутренних дел. Данная мера следует из рекомендаций об организации межведомственного взаимодействия и обмена информацией между образовательными организациями и органами внутренних дел о несовершеннолетних, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, а также о выявленных несовершеннолетних «группы риска».
Меры профилактической деятельности проводятся организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе посредством:
формирования у несовершеннолетних установки на здоровый образ жизни,
отрицательного отношения к потреблению табака, никотинсодержащей продукции, использованию кальянов; развития системы раннего выявления несовершеннолетних, потребляющих психоактивные вещества; выявления случаев вовлечения несовершеннолетних в курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использовании кальянов и информирования о данных фактах органов внутренних дел; правового просвещения несовершеннолетних и их родителей (иных законных
представителей); информационно-просветительской работы с родителями (иными законными представителями) в части запрета ими доступности для детей табака, никотинсодержащей продукции, кальянов; совершенствования форм и методов профилактической работы.
Так, в целях реализации профилактических мер, направленных на сокращение числа фактов курения табака и потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, могут быть использованы следующие формы профилактической работы:
рассмотрение на заседании Совета по профилактике безнадзорности
и правонарушений обучающихся образовательной организации фактов нарушения обучающимися запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов;
проведение индивидуальной профилактической работы в отношении обучающихся, нарушающих запрет на курение табака, потребление никотинсодержащей продукции, или использование кальянов, в том числе в помещениях и на территориях, предназначенных для оказания образовательных услуг; проведение классных часов о вреде табакокурения, потребления никотиносодержащей продукции и использовании кальянов несовершеннолетними.
Кроме того, могут быть реализованы дополнительные меры, направленные на предотвращение курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов обучающимися, путем реализации мер общей профилактической работы, такие как:
регулярное информирование обучающихся об ответственности, в том числе административной, и мерах дисциплинарного воздействия за курение табака, потребление никотинсодержащей продукции в помещении образовательной организации, на прилегающей к ней территории, в иных общественных местах, в том числе путем включения данных вопросов в содержание программ/занятий по правовому воспитанию и просвещению, формированию законопослушного поведения в целях профилактики правонарушений; разработка и реализация программ/планов, направленных на охрану здоровья обучающихся, пропаганду и обучение их навыкам здорового образа жизни, профилактику и запрещение курения табака или потребления никотинсодержащей продукции, включающих в себя: лекции, беседы, тематические акции, конкурсы, викторины, тематические классные часы, уроки, диспуты, просмотр и обсуждение видеофильмов, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья; досуговые мероприятия и иное; организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом: дней здоровья, спортивных соревнований, спартакиад и иное; проведение психолого-педагогической работы, тренингов, направленных на развитие самосознания детей и подростков, их личностных компетенций: коммуникабельности, ассертивности (независимость от внешних оценок, умение отстаивать свое мнение), копинг-стратегий (поведение, способствующее преодолению трудных ситуаций); вовлечение обучающихся в досуговую, волонтерскую и иную просоциальную, деятельность, как альтернативу аддиктивному поведению; организация пространства в помещениях и на территории образовательной организации, привлекательного для обучающихся: наличие уютных и комфортных мест для отдыха, игр и общения; организация свободного времени на переменах, (организация разнообразных мероприятий и активностей, таких как спортивные соревнования, игры, конкурсы и иное), что позволит обучающимся проводить досуг более продуктивно, насыщенно, интересно, не ощущая потребности бездумно заполнить свое время чем-либо, например курением табака, никотинсодержащей продукции.
В целях сокращения фактов курения табака, потребления никотинсодержащей продукции обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут быть реализованы меры информационно-просветительского характера, в том числе: в соответствии с частью 5 статьи 12 Федерального закона № 15-ФЗ размещение на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность, специальных знаков о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, требования к которым и к порядку размещения которых установлены приказом Минздрава России от 20 февраля 2021 г. № 129н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов и к порядку его размещения», напоминающего обучающимся, педагогическим и иным работникам, посетителям организации, осуществляющей образовательную деятельность, о запрете курения табака, никотинсодержащей продукции или использования кальянов в помещениях и на территории указанной организации; оформление информационных стендов, памяток, буклетов для обучающихся профилактической направленности, информирующих о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использовании кальянов несовершеннолетними, вреде здоровью, а также мотивирующих к соблюдению правил здорового образа жизни.
Также, одним из элементов профилактической работы является реализация комплекса мер, направленных на соблюдение запрета на курение табака, потребление никотинсодержащей продукции педагогическими и иными работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность, формирование внутренней моральной ответственности, осознание роли и значимости личного примера здоровьесберегающего поведения для обучающихся, среди них: информирование на заседаниях педагогического совета и совещаниях о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использовании кальянов на территории и в помещении образовательной организации, о мерах административной ответственности за нарушение запрета; организационно-методическое сопровождение деятельности педагогических работников образовательной организации: проведение тематических семинаров, вебинаров, практикумов, в том числе по обмену опытом использования эффективных практик по формированию культуры здорового образа жизни у обучающихся, организация курсов повышения квалификации.
В целях повышения эффективности профилактической работы с обучающимися, направленной на предупреждение их вовлечения в курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использовании кальянов, важно уделять внимание организации работы с родителями (законными представителями) например: информирование родителей (законных представителей) несовершеннолетнего о запрете курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов несовершеннолетними, в том числе на территории и в помещениях организации, осуществляющей образовательную деятельность, об административной и иной ответственности за нарушение установленного федеральным законодательством запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов, а также вовлечение родителями (иными законными представителями) несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции; проведение тематических родительских собраний о вреде курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов несовершеннолетними; реализация программ родительского просвещения, которые включают в себя беседы, лекции, консультации на тему воспитания детей, роли семьи в профилактике социально негативных явлений; привлечение родительской общественности к деятельности «родительского патруля» на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность, в целях контроля за безопасностью обучающихся, в том числе предотвращения курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов обучающимися.
В целях повышения эффективности мер и мероприятий, направленных на профилактику табакокурения, потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними, предотвращения фактов вовлечения несовершеннолетнего в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей» (далее – Центр) по заданию Минпросвещения России разработаны материалы для руководителей и педагогов образовательных организаций, которые могут быть использованы в качестве информационно-методического обеспечения для организации профилактической работы по предупреждению курения табака, потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними обучающимися: материалы в формате памяток, рекомендуемых при проведении разъяснительной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), «Простые правила» (Приложение 1).
Всероссийское родительское собрание по вопросам профилактики употребления никотинсодержащей продукции среди детей, подростков и молодежи, административной ответственности несовершеннолетних и их родителей (законных представителей), предупреждения возможных рисков и угроз здоровью несовершеннолетних «Здоровье и безопасность: простые правила»
(далее – родительское собрание).
Видеозапись родительского собрания приурочена к 31 мая – Всемирному дню без табака и размещена на официальном сайте Центра
Скачать приложение №1 можно здесь: